Гимназия искусств при Главе Республики Коми
г. Сыктывкар
  • Гуманитарное отделение

    Нефедова Светлана Михайловна
    Заведующий гуманитарным отделением

    На вывеске нашей гимназии уютно угнездилось дивное крылатое существо с золотым оперением – Зарни-Ань. Образ, начало которого в глубокой древности зырянского этноса.  Гимназисты сродни мифическому существу: постоянно над землёй, над обыденностью, поэтому и видят целое раньше частей. 
    Сравнивая наших детей с птицами, гуманитариев мы называем жаворонками.  Именно в их песнях воспет момент пробуждения родной земли. Высоко парят они в небесах, но всегда срываются вниз к земле, припадают к ней с просьбой дать сил и снова – вперёд и вверх! В чём же секрет столь мощной подъёмной силы? Вероятно, в осознании себя представителями собственного этноса, не разрушающих свою среду обитания и среду обитания других, отличных от них, существ.
     Этнокультура является важнейшим, но не единственным компонентом целостной системы гуманитарного образования в гимназии. 
    На гуманитарном отделении Гимназии реализуются дополнительные общеобразовательные программы: общеразвивающая образовательная программа "Истоки" социально-гуманитарной направленности (для обучающихся 7-9 классов) и общеразвивающая образовательная программа "Этнокультурное образование" социально-гуманитарной  направленности (для обучающихся 10-11 классов). 
    Программа "Истоки" направлена на погружение коми обучающихся в собственную уникальную культуру, её постижение в контексте русской и мировой культур. Для представителей русского и иных этносов в содержании программы предусмотрено обогащение историко-культурной картины мира через постижение особенностей коми культуры и культуры региона. 
    Программа "Этнокультурное образование" направлена на формирование устойчивого интереса к профессиям социально-гуманитарной направленности старшеклассников. Наши выпускники выбирают профессии в системах Человек-Человек, Человек-Культура, среди них педагоги, юристы, культурологи, лингвисты, психологи. Без труда гуманитарии осваивают программы высшего образования в престижных ВУЗах Сыктывкара, Москвы, Санкт – Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Ярославля. 
    Целью дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ является создание условий для формирования личности обучающегося как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, как носителя этнической культуры, осознающего ценность своей и другой культур.   
    Содержание программ представлено отдельными рабочими учебными программами в конкретных предметных отраслях:  

    1. Филология;
    2. История и краеведение;
    3. Культурология;
    4. Психология;
    5. Педагогика;
    6. Декоративно-прикладное творчество;
    7. Музыкальное народное творчество;
    8. Информационно-коммуникационные технологии;
    9. Игровые технологии;
    10. Основы исследовательской и проектной деятельности.

    Программы учебных курсов реализуют творческие, мобильные, компетентные, думающие, ответственные, владеющие новыми технологиями педагоги. Они учит детей самостоятельно "добывать" знания, учат учиться. Знания не даются в готовом виде: ученик под руководством учителя постигает их самостоятельно — в этом суть деятельностного подхода при реализации дополнительных образовательных общеразвивающих программ. 
    Во внеурочной деятельности, осуществляемой на гуманитарном отделении соединяются традиции и инновации. События, организованные педагогами и обучающимися отделения, приобретают всё большую значимость не только для гимназической детско-взрослой общности, но и для ближайшего социума, выходят за пределы региона: 

    1. Конкурс "Личность"
    2. Научный стендап
    3. Музыкально-литературный проект  "КультProЧтения"
    4. Аудиоспектакли
    5. Капустники 
    6. Караоке-party 
    7. Публичные лекции обучающихся
    8. Презентации творческих сборников обучающихся и педагогов
    9. Видеомосты и видеоконференции с педагогами и обучающимися школ других субъектов РФ (Калмыкия, Башкортостан, Татарстан).

    В процессе деятельности за рамками уроков  происходит совместное переживание общечеловеческих ценностей, актуализируется система предметных знаний и знаний о социальных связях и закономерностях. И такие понятия как Отчизна, Малая родина, Мир, Человек, Природа наполнены для гуманитариев самыми глубокими смыслами и чувствами. Мы не только сохраняем духовную и материальную культуру Коми края, мы активно её дополняем и включаем в повседневную жизнь.  Кроме культуротворческой деятельности образовательное пространство нашего отделения наполнено межкультурными коммуникациями на принципе бережного отношения к носителям иных культур. 
    Ценностное, деятельное  отношение к родной культуре, языку, высокий уровень качества исследовательских работ обучающихся на гуманитарном отделении Гимназии отмечают организаторы и эксперты Республиканской олимпиады по школьному краеведению,  Межрегиональной молодежной научно – практической конференции "Интеграция",  Межрегиональной конференции "Спиридоновские чтения", Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся "Отчество" (Москва), Всероссийского конкурса исследовательских работ им. В.И. Вернадского.
    Таким образом, гуманитарное образование позволяет подросткам глубже осознавать происходящие в обществе процессы, чтить и хранить традиции, развивает осознание принадлежности к собственной культуре и к родному языку в контексте мировой культуры, формирует социальные компетенции, в том числе и основы социального лидерства, и воспитывает патриотизм.  
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике